UKRAINE

Официальный дистрибьютор в Украине немецкой компании Ravensberger Schmierstoffvertrieb GmbH — производителя масел и смазок под торговой маркой «RAVENOL»

Типы смазочных материалов

 Вернутся к новостям

Статья

Дата публицации:04.10.2016

Существует ряд классификаций смазочных материалов по назначению, но ни одна из них не отображает существующего многообразия смазок и масел. Поэтому приведем общие сведения про основные группы смазочных материалов, применяемых в автомобильной сфере.

 

Моторные масла — это смазочные масла, исполь­зуемые в поршневых двигателях для уменьшения тре­ния скольжения и износа деталей и узлов, отвода теп­ла от трущихся поверхностей и уплотнения зазоров в цилиндропоршневых группах. Моторные масла подвер­гаются значительным механическим и термическим воздействиям. Они не должны сильно разжижаться топливом, образовывать осадки и смолистые отложения, терять текучесть при низких температурах, вспе­ниваться и интенсивно испаряться. Должны обладать хорошими противоизносными и антифрикционными свойствами, не вызывать коррозию металлов и не раз­рушать другие материалы, используемые в двигателях.

Современные моторные масла подразделяются на три основные вида: минеральные (Mineral), синтетичес­кие (Fully Synthetic), частично синтетические (Semi Synthetic, Teilesyntetisches). Все они состоят из базовых масел и точно подобранного пакета присадок, который вводится для улучшения эксплуатационных свойств. Для надежного смазывания двигателя и обеспечения его ресурса все моторные масла должны отвечать це­лому комплексу требований.

Вязкостно-температурные свойства масла (определя­ются классификацией SAE J300) должны обеспечить:

—   прокручивание двигателя стартером при низкой температуре и беспрепятственное продвижение масла по масляной системе. Для этого вязкость масла не дол­жна быть чрезмерной.

— при высокой температуре — надежность масляной пленки между трущимися деталями и поддержание не­обходимого давления в смазочной системе. Для этого масло не должно иметь очень малую вязкость.

Применяемый пакет присадок должен обеспечивать дополнительно:

— защиту от механического износа;

—   стойкость масла к старению и предотвращение окисления, приводящего к потере свойств (изменение вязкости, увеличение коррозионной активности, склон­ности к образованию отложений и т. д.);

— чистоту деталей двигателя;

— предотвратить «слипание» частиц загрязнений и поддерживать их во взвешенном состоянии, не допуская возможности образования отложений;

— предотвратить коррозию деталей двигателя, выпол­ненных из сплавов цветных металлов.

Трансмиссионные масла применяют в коробках передач, мостах, раздаточных коробках, механизмах рулевого управления, то есть везде, где вращающий момент передается либо зубчатыми парами, либо посредством самого масла, как, например, в гидромеханических передачах. Как правило, зубчатые передачи и находящиеся внутри агрегатов подшипники смазываются погружением в масло и разбрызгиванием. Однако бывают конструкции, в которых такой смазки недостаточно. Тогда делается принудительный подвод масла под давлением.

Для обеспечения работоспособности механизмов трансмиссионные масла должны обладать определенными свойствами и выполнять следующие функции:

— предотвращать износ поверхностей трения за счет образования стойкой масляной пленки;

— снижать потери на трение в зубчатых зацеплениях;

— отводить теплоту от поверхностей трения;

— удалять продукты износа из зон трения;

— защищать детали от коррозии:

— снижать ударные нагрузки на шестерни, вибрации и шум, уплотняя зазоры между поверхностями трения.

Разнообразие техники, видов трансмиссий, режимов и условий их эксплуатации привело к многообразию вырабатываемых трансмиссионных масел. Это, в свою очередь, вызвало необходимость разработки и применения классификаций этих масел, которые позволяют правильно решить вопрос выбора сорта масла для каждой конкретной конструкции трансмиссии.

Пластичные смазки (консистентные смазки, от лат. consisto — состою, застываю, густею), мазе- или пастообразные смазочные материалы, получаемые введением твердых загустителей в жидкие нефтяные или синтетические масла и их смеси. Как правило, пластичные смазки (в литературе их для краткости часто называют просто смазками) — трехкомпонентные коллоидные системы, содержащие дисперсионную среду (жидкая основа), дисперсную фазу (загуститель), модификаторы структуры и добавки (наполнители, присадки). Благодаря высокой концентрации коллоидные частицы загустителя образуют структурный каркас, в ячейках которого прочно удерживается масло. Благодаря этому пластичные смазки имеют уникальное свойство — сочетание свойств жидкого и твердого вещества. Пластичные смазки применяют там. где нет возможности полноценно использовать жидкие масла — то есть быстро их обновлять. К примеру, около 90% всех подшипников качения в мире смазываются именно пластичными смазками.

Кстати, консистентные смазки были придуманы человечеством еще тогда, когда ни моторного масла, ни самого мотора не было и в проекте, а единственным «двигателем» четырех и двухколесной «техники» была лошадь. Древние египтяне обратили внимание, что при смазывании осей боевых колесниц растительным маслом или животным жиром с добавлением кальция уменьшается неприятный скрип, да и «подвеска» живет дольше. Первые упоминания об этом явлении относятся к IV тыс. до нашей эры.

Компрессорные масла — используются для смазки автомобильных кондиционеров. Это нефтяные или синтетические масла, для улучшения герметичности камер сжатия, уменьшения трения и износа, отвода теплоты в поршневых и роторных компрессорах.

В зависимости от того, какие требования предъявляются к компрессорному маслу, и в каких областях планируется его применение, компрессорные масла подразделяются на различные классы:

— компрессорные масла, предназначенные для смазывания поршневых и ротационных компрессоров;

— компрессорные масла, предназначенные для обеспечения работоспособности турбокомпрессорных машин;

— компрессорные масла, предназначенные для смазывания узлов и деталей холодильных компрессоров.

Гидравлические масла (жидкости) — применяются в гидросистемах различных исполнительных механизмов. Поскольку их основной функцией является приведение последних в действие за счет гидростатического давления, их часто называют гидравлическими жидкостями. Гидравлические жидкости на нефтяной основе готовят с использованием глубокоочищенных базовых масел и антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, вязкостных, антифрикционных и антипенных присадок. Широко применяются гидравлические жидкости и без присадок.

Источник: autoExpert